Главная » 2012 » Декабрь » 9 » Законсервированные скважины похожи издали на погребальные кресты
13:18
Законсервированные скважины похожи издали на погребальные кресты

Встречи с Бузулукским бором всегда ждёшь как чуда, как праздника. Он хорош в любое время года, в любую погоду. Вот и в этот раз, несмотря на серьёзность темы, которую предстояло осветить, ехали мы в Державинское лесничество в приподнятом настроении. И были слегка разочарованы состоянием леса: поваленные ветром деревья, поломанные и не убранные стволы и ветви производили впечатление неухоженной чащобы, а не национального парка.

 

- Да, картина удручающая, - соглашается с нашим мнением участковый государственный инспектор Николай Богомолов. – Летом, когда всё вокруг зелёное, ещё ничего, а сейчас тоскливо видеть бор в таком состоянии. Ураган много бед наделал, здесь он прошёл полосой, повалив даже сильные, здоровые деревья. Я в Державинском лесничестве 35-й год работаю, а такого не видел. Одна беда по цепочке за собой другую потянула, развелось множество лесных вредителей. Особенно пострадал в этом году бор от гусениц соснового пилильщика. Но это всё проблемы естественного порядка, с ними природа с нашей помощью справится. Стволы лиственных деревьев за 2-3 года перегниют, сосновые уберём, с вредителями поборемся. Есть у бора раны куда более страшные, нанесённые людьми. Как их лечить, никто не даёт ответа.

 

О пробуренных в 60-70-х годах и оставленных в бору нефтяниками скважинах сказано и написано немало. Всего их 162, 59 нуждаются в срочном «хирургическом» вмешательстве, их необходимо ликвидировать.

 

Николай Петрович взялся проводить корреспондентов к наиболее опасным на территории Державинского участкового лесничества. Из тридцати, пробуренных здесь когда-то, таких треть.

 

Видавший виды, продуваемый всеми ветрами УАЗ - единственный «пассажирский» транспорт лесничества - вёз нас по лесным просекам, зимнему бездорожью. Иногда путь преграждали поваленные стволы деревьев. Тогда в ход шла бензопила, непременная спутница лесников во время объездов территории.

 

Первая остановка – 18 скважина Гремячинского месторождения. Уже за несколько метров до неё ощущается едкий запах сероводорода.

 

- Газирует скважина давно, состояние её год от года только ухудшается, - говорит Богомолов. – Находится она в непосредственной близости от квартальной просеки, эти места давно облюбованы грибниками. В тихую погоду газ скапливается в низине, и не дай бог угодить туда непотушенному окурку или автомобильной искре, взрыв неизбежен. А может и грозовой разряд вызвать пожар, а следом взрыв, живём как на пороховой бочке. Периодически какие-то комиссии приезжают, смотрят, соглашаются, что надо срочно что-то делать, но ничего не меняется.

 

Не менее печальную картину увидели мы и на тех скважинах, до которых смогли добраться. Из одной сочилась нефть, смешиваясь с водой и скапливаясь в почвенном амбаре. По словам инспектора, летом сюда приходят кабаны, купаясь в нефтяной жиже, они избавляются от паразитов. Случается, что и гибнут, увязнув в трясине.

 

Над другой скважиной активно поработали сборщики металлолома, разобравшие ограждение и снявшие с самой конструкции всё, что можно увезти.

 

Рассказывают, что один «умелец» из местных жителей умудрился автогеном полностью срезать наземное сооружение, оставив открытым ствол скважины. Ради 500 килограммов металла подверг опасности и собственную, и чужие жизни. На счастье, скопления газа не было, взрыва не произошло. Прибывшие на место происшествия лесники закупорили скважину подручным материалом, попросту забили деревянной пробкой. Потом её и вовсе ликвидировали, запечатав в бетон.

 

Такой участи добивались и для всех остальных скважин, их ликвидация была основным движущим мотивом для экологов и общественности, воевавших за присвоение бору статуса национального парка. Что после этого изменилось?

 

- Теперь официально земля, занятая скважинами, так же как лесные посёлки и дороги, из состава территории национального парка «Бузулукский бор» выведена, - поясняет Богомолов. – Это по документам, в реальности же никто их за пределы лесного массива вынести не может, как были они ранами на теле бора, так и остаются. Кто теперь должен позаботиться об их ликвидации, нам, проработавшим здесь десятки лет и душой болеющих за сохранность и благополучие «жемчужины России», непонятно.

 

Нефтяные компании, занимающиеся разработкой месторождений на территории области, от своей причастности к скважинам в бору отрекаются категорически. Раз земли относятся теперь к государственному фонду, пусть оно и решает проблему. Есть на то «Роснедра». Вот если бы дали разрешение на добычу нефти, тогда совсем другой разговор…

 

Законсервированные скважины похожи издали на погребальные кресты. Не стать бы им в действительности могилой для национального парка…

 

Просмотров: 625 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: