13:37 Не пора ли объединить усилия и деньги? | |
![]() За последние два десятилетия система местного самоуправления в России реформировалась трижды. В 90-е в Оренбургской области сложилось 579 муниципальных образований - на уровне городов и сельских поселений. Администрации районов тогда еще считались территориальными органами государственной власти. В начале 2000-х по стране прошло укрупнение муниципальных образований - в результате у нас их осталось только 48 - города, районы, плюс четыре сельсовета (три в Оренбургском районе и Софиевский в Пономаревском) изъявили тогда желание остаться самостоятельными муниципалитетами и ЗАТО Комаровский в Ясненском районе, которое всегда жило на особицу, поскольку финансируется из федерального центра. Наконец, в 2005 году вступил в силу Закон № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", по которому муниципалитетами стали и районы, и города, и сельские поселения, и сегодня в Оренбуржье уже 607 муниципальных образований. Увы, не всегда количество переходит в качество. И когда, говоря об итогах первых двух лет своего руководства областью, губернатор Юрий Берг предложил объединить ряд муниципальных образований, его слова сразу встретили положительные отклики с мест. Но что же конкретно имел в виду губернатор? Что за реформирование системы наших местных муниципалитетов замыслила теперь уже областная власть? За пояснениями мы обратились к человеку, пожалуй лучше всех прочих в Доме Советов разбирающемуся в юридических тонкостях местного самоуправления. Ибо вице-губернатор Дмитрий Владимирович КУЛАГИН не только читает лекции на данную тему в юракадемии, но и все последние двадцать лет по работе был связан с системой муниципальной власти. Когда власть не по средствам - Почему губернатор заговорил о необходимости объединения? - Семь лет действия 131-го закона показали, что столь огромное количество муниципалитетов приводит к существованию местного самоуправления де-юрэ и порой его отсутствию де-факто. Вроде имеются все атрибуты власти – глава, аппарат, совет, бюджет, но полномочия есть, а их финансового подкрепления нет. Значит, нет рычагов и нет власти. Из 34 полномочий, закрепленных за поселенческим уровнем, муниципалитеты реально могут выполнить лишь пять-шесть. Подавляющее большинство муниципалитетов дотационные, и до 70 процентов бюджетов сельских поселений идет на статью "Муниципальное управление". Понятно, что и чиновникам нужно платить зарплату, но ведь и полномочия исполнять надо. И вот шестьсот муниципалитетов стоят с протянутой рукой в очереди в министерстве финансов. Если возникают проблемы на местах, люди пишут губернатору, президенту, едут в Оренбург, поскольку муниципалитет разводит руками: "Ничего не могу!" У нас уже складывается ситуация, когда главы сельсоветов, не имея денег, просто уходят в отставку. Потому что надзорные органы спрашивают, как муниципалитет выполняет определенные законом полномочия, и никого не волнует, есть ли на это средства. Не можешь содержать скотомогильник – плати штраф. Не можешь строить дороги – штраф. Какой глава захочет работать на одни штрафы? - Может быть, есть смысл просто уменьшить расходы каждого муниципалитета на содержание своего аппарата? Урезать зарплаты? - Деньги ведь идут не только на содержание аппарата. Есть еще содержание помещений, другие расходы. Аппарат – штука нужная, если он профессиональный, и муниципалитеты здесь трудно упрекнуть. Зарплата не повышалась давно. На поселенческом уровне обращают внимание, что уже бюджетники начинают получать больше, чем муниципальные служащие. Я не о том, что чиновники должны получать больше или меньше учителей. Все должны по крайней мере не бедствовать. И управленец, который на работе с утра до вечера, на котором лежит огромная ответственность и которого могут поднять среди ночи на какое-то ЧП, вправе иметь достойную оплату своего труда. Хотя, конечно, есть люди, выполняющие техническую работу, но при этом находятся на муниципальной службе. Исключение их из реестра муниципальных служащих тоже даст некоторую экономию бюджетных средств. Допустим, зачем содержать как муниципальных служащих работников бухгалтерии, если реальных полномочий в сфере управления они не имеют? Хватит бабушек по приемным гонять! - Так об объединении каких муниципалитетов идет сейчас речь? - Губернатор предложил пересмотреть систему местного самоуправления, подписал распоряжение о создании рабочей группы, которая займется подготовкой изменений. Рассматриваются три направления. Первое – укрупнение сельских поселений. На данный момент главы районов представили предложения по объединению уже 60 из 559 муниципальных образований поселенческого уровня. У нас есть муниципалитеты, где проживает менее 300 человек, – разумно объединить их с соседним населенным пунктом и создать тем самым более крупное и финансово обеспеченное муниципальное образование. Чтобы людям никуда не "мотаться" за каждой бумажкой, в населенном пункте останется представитель нового муниципалитета. Он поставит печать, нотариально заверит документы, зарегистрирует рождение ребенка и так далее. Но на это достаточно одного человека, потребность в остальном аппарате отпадет. Не надо в каждой деревне держать людей, занимающихся формированием нищего бюджета, если можно поручить эту работу специалистам из более крупного муниципалитета. Тем более что такой опыт организации работы имелся в начале 2000-х и он себя оправдал. Второй блок – создание единого муниципального образования в статусе городского округа в территориях, где сейчас существуют городские поселения и муниципальные районы. Это Абдулино и район, Кувандык и район, Соль-Илецк и район, Ясный и район. При всем моем уважении к деятельности муниципальных руководителей это абсурд, когда, допустим, на один Соль-Илецк приходится четыре главы: избираемый из состава совета депутатов глава города и назначаемый на конкурсной основе глава администрации города, глава района и глава администрации района. К примеру, бабушка – жительница Соль-Илецка приходит на прием в администрацию города, ей говорят: "Извините, это полномочия района". Идет в район – там спрашивают: "А вам к какому из глав надо?" Сколько можно людей по приемным гонять? А ведь за каждым главой стоит его аппарат, который приходится содержать. О какой эффективности использования бюджетных средств тут можно говорить? Не мы самые умные, и до нас люди жили, и в советские времена в том же Абдулине вопросами жизнедеятельности города и села занимался один райком КПСС. Это в 90-е, когда местное самоуправление стало одной из основ конституционного строя, мы вдруг начали экспериментировать, полагая, будто чем муниципалитетов больше, тем лучше. Многих сельских жителей волнует вопрос, не потеряют ли они, оказавшись в городском округе, своих льгот. Нет, все льготы сохранятся. С точки зрения административно-террриториального деления они так и будут считаться селянами и как сельские жители войдут не в состав города, а в территорию городского округа. Допустим, к городу Оренбургу относятся села Краснохолм, Самородово, Городище, и попробуй уговори их отделиться! Потому что льготы действуют, но инфраструктурой, в первую очередь социальной, селяне пользуются городской. И третий блок – это особый подход к городам Сорочинску и Гаю. В отличие от четырех уже перечисленных, они являются городскими округами и в состав соответствующих районов не входят. Чтобы объединить Абдулино, Кувандык, Соль-Илецк и Ясный с их районами, по закону нужно проводить референдум. В Гае и Сорочинске для такого же решения потребуется согласие депутатов соответствующих муниципалитетов. Но, в принципе, разница – лишь в необходимых юридических процедурах. Что Кувандык, что Гай, что Сорочинск – все тесно связаны с районами, и объединение даст серьезную экономию бюджетных средств. Не придется больше содержать два отдела соцзащиты, два отдела культуры... Разгонять ли ворон - решать жителям - На какой же стадии сегодня все эти объединения? - Выходим на стадию вынесения данных вопросов на уровень самих муниципалитетов. Где референдум не нужен, до депутатского голосования потребуется организовать публичные слушания - чтобы каждый житель муниципалитета мог высказать свою точку зрения. Где положен референдум, там прежде надо провести заседание совета депутатов, зарегистрировать инициативную группу, дать срок на агитационные мероприятия и разъяснительную работу. Если жители примут решение об объединении, дальше губернатор внесет закон о создании новых муниципальных образований на рассмотрение депутатов Законодательного собрания области. Юридических оснований отказать населению и не принять закон не будет. Далее назначаются выборы глав и депутатов новых муниципальных образований. Работа небыстрая, весь 2013 год уйдет на организационные мероприятия, и в лучшем случае с 1 января 2014-го сможем перейти в этих муниципалитетах на новую модель местного самоуправления. - Вроде в 2000-м, когда сразу все муниципалитеты объединяли, куда быстрее управились? - Да, за два - три месяца. Помню, потому что сам тогда орготдел возглавлял. Людям объяснили, они на сходах граждан решение поддержали. Форма схода не требует такой длительной подготовки, как референдум. А сейчас закон предусматривает сход граждан лишь для поселений, где до сотни жителей. Закон усложнился, но это для того, чтобы лучше учесть мнение населения. - Цели, конечно, благие - оптимизировать управление, сократить расходы на содержание аппарата муниципалитетов... Но на практике получается, что, сколько бы чиновников ни сокращали, количество их никак не хочет уменьшаться. - Ну да, говорят, что аппарат - как птицы на дереве: тряхнул - они поднялись с веток, в воздухе покружились и обратно расселись. Бывает такое. Понимаю, что сейчас может возникнуть непонимание, опаска за свое место работы. Только я бы попросил служащих и депутатов думать прежде всего об интересах людей. Хороших специалистов никто из органов власти не уволит, будем помогать каждому человеку решать вопросы трудоустройства. Спрашивала Васса ЯКУШЕВА. | |
|
Всего комментариев: 0 | |